В 2008 году судами Российской Федерации было рассмотрено 36482 заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, при этом 99% (36104) из них составляли заявления на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей. Судами было удовлетворено менее 8% поданных заявлений.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, считающими, что в процессе исполнительного производства были нарушены их права или законные интересы. Согласно п. 1 этого же постановления Пленума Верховного Суда имущественные требования (освобождение имущества от ареста, обращение взыскания на заложенное имущество, возмещение убытков, причиненных в результате исполнительных действий и пр.) рассматриваются по правилам искового производства.
Постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП обжалуются по общим правилам производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Отличные от общих правила определения подсудности дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП отражены в ст. 22 и ст. 24 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС).
При оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП истец обязан подавать административное исковое заявление только в районный суд, соответствующий территории исполнения обязанностей судебным приставом-исполнителем, чьи постановления, действия (бездействие) обжалуются. По делам об оспаривании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются непосредственно к самому судебному приставу-исполнителю, чьи действия оспариваются. К участию в деле в качестве административного ответчика также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России; в то же время другая сторона исполнительного производства (взыскатель или должник) подлежит привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Оспорить действия должностных лиц ФССП можно в течение 10 дней со дня, когда истцу стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов, а само дело рассматривается судом в десятидневный срок со дня поступления административного искового заявления в суд, с возможностью продления срока рассмотрения дела председателем суда, но не более чем на один месяц (ч. 5 ст. 226, ч. 2 ст. 141 КАС). Государственной пошлиной такое административное исковое заявление не облагается (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
Если действия должностных лиц ФССП затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, они обжалуются по правилам главы 24 Административно-процессуального Кодекса (далее – АПК), причем соответствующее заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава – исполнителя (ст. 38 АПК).
Приостановление судом действия оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в качестве меры предварительной защиты или обеспечительной меры осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренными главой 7 КАС или главой 8 АПК. В частности, заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после его поступления в суд (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
Рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Законом. Особенностью производства в первой инстанции является презумпция недобросовестности должностного лица - бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на самого судебного пристава-исполнителя.
Кроме того, действующим законодательством закреплен прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами. Истец вправе обратиться в органы прокуратуры с жалобой на решения, действия (бездействия) судебных приставов-исполнителей. Срок рассмотрения обращения составляет 30 дней.
Согласно ст. 23.68 КоАП сама Федеральная служба судебных приставов рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.26, 17.8.1, частями 1 и 3 статьи 17.14, частями 1 и 2 статьи 17.15 КоАП. Ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает компетенцию должностных лиц службы судебных приставов по обжалованию постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП. Требования к форме и содержанию жалобы, подаваемой в административном порядке, указаны в ст. 124 ФЗ «Об исполнительном производстве».
В ходе нормального производства по рассмотрению жалобы должностным лицом ФССП, по итогам этого рассмотрения принимается постановление, которое должно быть исполнено в десятидневный срок, со дня получения его судебным приставом-исполнителем, чьи постановление, действие (бездействие) оспаривались, если иной срок исполнения не указан в самом постановлении вышестоящего должностного лица ФССП (ст. 127 ФЗ «Об исполнительном производстве»), а копия вынесенного постановления в трехдневный срок направляется лицу, подавшему жалобу.
Естественно, в данной работе не рассмотрены все нюансы процедуры оспаривания действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, тем более, что существующие пробелы в законодательстве настоятельно требуют его дальнейшего совершенствования.