Любая продуктивная деятельность нуждается в правильной организации и регулярном менеджменте. Это, несомненно, относится и к организации взыскания задолженности.
Если неисполнение своих обязательств Вашими контрагентами принимает постоянный характер – значит, Вам необходимо поставить работу по взысканию задолженности на системный уровень. Прежде всего, организуйте систематическое оперативное выявление проблемной задолженности – ведь, чем раньше будут выявлены проблемы с возвратом задолженности, тем быстрее Вы сможете начать работу по ее возврату. Чаще всего, причинами образования задолженности становятся проблемы с документами, либо просрочка платежей. Еженедельное выявление имеющейся задолженности и напоминание о ней должникам часто помогает быстро ее вернуть. Предъявленные претензии также могут облегчить получение задолженности, если дело дойдет до суда. При этом следует помнить, что быстрее всего возвращают деньги должники с незначительной просрочкой по платежам - не стоит фактически кредитовать не аккуратных контрагентов. При просрочке более 90 дней рекомендуется пересмотреть условия сотрудничества с допустившими просрочку поставщиками, введя штрафные санкции, предъявляя требования компенсации убытков и т.п.
Следующим шагом в организации системы менеджмента долгов на Вашем предприятии должно стать формирование порядка оперативного реагирования на образование проблемной задолженности. Это может быть направление контрагенту электронных писем или СМС-сообщений с напоминанием о возникновении задолженности, телефонные звонки для выяснения причин возникновения задолженности, проведение личных встреч для поиска путей урегулирования разногласий. Эти мероприятия позволяют своевременно выявить возникающие проблемы в отношениях с контрагентами и, при необходимости, оперативно взыскать долги в судебном порядке, пока у должников еще есть какие-то средства или ценные активы. Для подтверждения наличия долга в судебном разбирательстве, рекомендуется регулярно проводить с контрагентами сверку взаиморасчетов в документальном виде. Подписанный сторонами акт сверки взаиморасчетов в дальнейшем может послужить документальным подтверждением наличия задолженности, так как его подписание означает признание задолженности. Срок исковой давности исчисляется в таком случае не с момента возникновения задолженности, а с дня подписания акта сверки. Также для подтверждения задолженности используются и другие документы - акты выполненных работ, товарно-транспортные накладные, экспертные заключения и пр. Соответственно, необходимо организовать систематизированный сбор и централизованное хранение таких документов. Также важно точно определять и внимательно отслеживать момент оплаты работ и услуг по договору. В частности, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно (п. 1 ст. 711 Гражданского кодекса РФ).
Также очень важным компонентом менеджмента задолженности является правильно организованная претензионная работа с контрагентами. При несоблюдении претензионного порядка, суды часто отказывают в исковых требованиях, например, по взысканию неустойки. В претензии, в частности, обязательно необходимо учесть особенности начисления неустойки, или процентов за пользование чужими денежными средствами.
Если досудебные споры не привели к положительному результату, необходимо как можно быстрее обращаться в суд. Нужно учесть, что если задолженность контрагента будет более 500 000 руб., то в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127 «О несостоятельности (банкротстве)», он может обанкротится. Если Вы не успеете встать в очередь кредиторов, высок риск невозврата Ваших средств. Кроме того, контрагенты часто тянут время, полагая, что «деньги сегодня стоят дороже, чем деньги завтра». В таком случае после обращения в суд они обычно быстро склоняются к подписанию мирового соглашения и начинают погашать задолженность.
Когда анализ задолженности показывает, что взыскать долг маловероятно, Вы можете прибегнуть к продаже задолженности или передаче ее коллекторам. При продаже долга редко удается вернуть более 30% от его размера, но это все равно лучше, чем не получить ничего.
Кроме упомянутых методов управления задолженностью существует целый арсенал прочих методов и практик, например зачет встречных требований, использование альтернативного погашения обязательств (откупного), взыскание долгов с третьей стороны (с банка или страховщика) и т.п. В любом случае, применение всех этих методов требует квалифицированной юридической помощи и будет успешным только если Вы планомерно организовали работу по возврату своих денег. А ПО «Фингарант» всегда готово защитить Ваши интересы и помочь Вам вернуть должное.