Mobile Menu

Бюджетные долги по исполнительным листам

В настоящее время в судах рассматривается большое количество спорных вопросов относительно исполнения требований Бюджетного кодекса при обращении взыскания на бюджетные средства. В связи с этим, прошедший в мае 2019 года Пленум Верховного суда подготовил свои разъяснения. В частности, в них предлагается запретить исполнительной службе перечислять взысканные средства на счет представителя взыскателя, даже если он представит соответствующую доверенность.

Кроме того, проект разъяснений Верховного Суда уточняет ряд моментов, касающихся оснований для возврата исполнительного листа взыскателю при взыскании долгов с бюджетных организаций. Например, если в исполнительном документе сумма взыскания указана в иной, чем национальная, валюте, он должен быть возвращен взыскателю со ссылкой на п. 3 ст. 242.1 Бюджетного Кодекса (непредставление документа или несоответствие законодательству об исполнительном производстве). Также указывается, что «непредставление документа может выражаться в отсутствии копии судебного акта, заявления взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, либо доверенности. А несоответствие требованиям закона — в несовпадении текста исполнительного листа и резолютивной части судебного акта, отсутствии в листе ИНН взыскателя-организации или должника-организации, несоответствие имени гражданина, обратившегося за исполнением». Это разъяснение позволит судам значительно улучшить качество выпускаемых исполнительных документов.

Проект также направлен на облегчение судам определения ответчика в деле. Так, если госорган, чьи действия причинили вред, передал свои полномочия другому органу или ликвидирован, в качестве представителя государства должен привлекаться тот орган, у которого есть соответствующие бюджетные полномочия на момент рассмотрения дела в суде. Если же суду не удается определить ответчика, то от имени государства в суде будет выступать Минфин РФ (или финансовый орган субъекта федерации). По этой же логике предполагается, что если при взыскании с казенного учреждения ему не хватает лимита бюджетных обязательств, то отвечать будет главный распорядитель бюджетных средств, в чьем ведении находится это казенное учреждение, о чем обязательно должно быть указано в решении суда.

В проекте разъяснения Верховного Суда указано, что требования, предъявляемые к форме и содержанию исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, содержатся, например, в статье 320 АПК РФ, частях 31, 8 статьи 353 КАС РФ, а также в статье 13 Закона об исполнительном производстве. Относительно судебных приказов - в статье 127 ГПК РФ, статье 2296 АПК РФ, статье 1236 КАС РФ.

Представленный Пленумом Верховного Суда проект направлен на установление баланса публичных и частных интересов при расходовании бюджетных средств, имеющих особый правовой режим, а также обеспечение их целевого назначения. По итогам состоявшегося Пленума этот проект будет проработан и вновь представлен общественности.

Комментарии закрыты.